Удаляем ржавчину с кузова автомобиля

 


В этой статье:

Ржавчина – неизбежный спутник любого автомобиля, если только он не пластмассовый. Но даже если кузов авто не ржавеет, коррозия рано или поздно начнет поражать металлические детали разных механизмов. Это касается подрамников, защит двигателя и других важных несущих частей машины.

Независимо от того, насколько аккуратно эксплуатируется транспортное средство, его кузов получает повреждения разной степени тяжести. Например, при езде по трассе из-под колес других машин могут вылетать мелкие камушки, которые бьются об автомобиль, оставляя на лакокрасочном покрытии царапины, сколы и вмятины.


Обсудим, как выполнить снятие ржавчины, если ею поражен кузов ваз 21099 или любой другой марки автомобиля. Затем посмотрим, как восстановить кузов ваз. Но прежде необходимо разобраться с тем, почему даже хорошо обработанная машина все равно со временем начинает ржаветь и что можно сделать, чтобы защита кузова держалась дольше.

Почему появляется ржавчина на кузове автомобиля

Процесс окисления металла происходит из-за естественной химической реакции, протекающей между металлом, воздухом (молекулы кислорода окисляют поверхность) и влагой. Конечно, большинство автомобилей получает оцинкованный кузов, что в значительной степени предотвращает появление ржавчины.

Главная причина этому – возраст автомобиля. При сезонной смене погодных условий лакокрасочное покрытие постепенно разрушается (конечно, это происходит долго – на протяжении нескольких лет в зависимости от технологии обработки кузова).


Вот основные факторы, неизбежно приводящие к образованию коррозии:

  1. Возраст автомобиля. С каждым годом ЛКП подвергается термической и механической нагрузке: изменение погодных условий, частые мойки авто и постоянный контакт с влагой. Даже если автовладелец просто смахивает пыль, и не использует мойку высокого давления, на кузове образуются потертости, и лакокрасочное покрытие будет становиться тоньше.
  2. Неаккуратная эксплуатация автомобиля. Сюда входит множество разных ситуаций, начиная с ударов мелких камушков, и заканчивая вредной привычкой водителя парковаться «по звуку». Также при появлении мелких рыжиков многие автомобилисты ничего не предпринимают, из-за чего ржавчина под краской распространяется сильнее. Со временем обычный рыжик превращается в свищ на кузове.
  3. Смена климатических условий. На этот фактор никто из автомобилистов не может повлиять, поэтому нужно только следить за состоянием лакокрасочного покрытия и вовремя удалять загрязнения (больше касается зимы, когда дороги посыпаются разной химией).
  4. Машина плохо просушивается после мойки.
  5. Некачественные уплотнители дверей и багажника, молдинги (самостоятельно установленные или заводские), из-за чего вода не стекает с машины на землю, а остается в труднодоступных для сушки местах.
  6. Неправильное хранение автомобиля. Некоторые уверены, что гаражное хранение защитит от образования ржавчины на кузове авто. На самом деле это не всегда так. Об это мы поговорим отдельно.

Итак, ржавчина металла образуется всегда, и часто на этот процесс коренным образом автомобилист не может. Единственное, что он может сделать, это использовать дополнительную защиту кузова, а при появлении мелких повреждений использовать средства для удаления ржавчины и закрывать металл краской с лаком.

Виды ржавчины

Прежде чем удалять ржавчину с металла, необходимо разобраться с типами коррозии. От этого будет зависеть, какой метод для удаления ржавчины с железных изделий будет максимально эффективный.


Ржавчина на железе бывает трех видов:

  1. Косметическая коррозия. Это самое незначительное повреждение, которое выглядит в виде налета на металлических деталях. Повреждение кузова начинается именно с такой коррозии. Чаще всего она быстро появляется в местах, которые плохо обработаны антикоррозийным средством. Кузов ваз 2109 (или любой другой модели отечественного автопрома) начинает ржаветь из-за тонкого слоя ЛКП, разрушения слоя лака или его полного отсутствия из-за многолетней эксплуатации авто.
  2. Проникающая ржавчина. Еще такое повреждение называется сквозным. Такая коррозия в основном появляется, как следствие окисления, которое начинается с незначительного налета, а автовладелец не обращает на него внимания. Такое повреждение часто появляется внутри дверей, крышки багажника, капота, с тыльной стороны крыльев и на днище.
  3. Структурная ржавчина. В отличие от предыдущих типов повреждения структурная коррозия повреждает важные детали несущей части автомобиля. Если водитель не замечает такую коррозию или игнорирует ее, то в конечном итоге из-за большой нагрузки деталь резко сломается. Во время движения авто это может вылиться в серьезное ДТП.

Чтобы не пришлось менять детали кузова или его несущей части, автовладельцу необходимо следить за появлением даже незначительного налета коричневатого цвета. Зачистка металла от ржавчины и последующая перекраска авто будет стоить намного дороже, чем стоимость покраски одного элемента.

Способы удаления ржавчины

Снятие ржавчины с металла можно выполнить разными способами. От степени поражения металлических изделий коррозией зависит способ ее устранения и защиты кузова. Все методы делятся на две категории:

  1. Химический способ;
  2. Механический способ.


После удаления ржавчины необходимо покрасить авто, чтобы защитить обработанный участок. Некоторые автовладельцы красят машину локально – только в местах обработки, но в таком случае транспортное средство будет в пятнах. 

Химический

Данный метод подходит для незначительных повреждений, наподобие косметической коррозии. Особенно он подойдет при обработке тонких металлических изделий. Для этого существуют разные преобразователи ржавчины. Это химические средства, в состав которых входит кислота. Эти вещества вступают в реакцию с окислившимся металлом, разъедая ржавчину до чистого металла.

Но стоит учесть, что этот способ подходит только для тонкого слоя ржавчины. Очиститель ржавчины имеет несколько достоинств:

  • Модификатор ржавчины работает на микроскопическом уровне – вещество не пропустит ни одной микроскопической области, которая повреждена коррозией.
  • Его просто использовать. Для удаления ржавчины достаточно только нанести жидкость на обрабатываемую поверхность кисточкой. Главное - придерживаться рекомендаций компании-изготовителя.
  • Ржавчина удаляется быстро.
  • Преобразователи ржавчины для авто можно найти почти в любом магазине автозапчастей. Среди продукции разных производителей множество как бюджетных, так и профессиональных вариантов.
  • Удалитель ржавчины может обеспечивать дополнительную защиту металла от повторной окислительной реакции.


Лучшие преобразователи ржавчины можно использовать без механической очистки коррозии. Недостатком такого метода является опасность для здоровья человека: кислота для удаления ржавчины может повредить дыхательные пути и кожные покровы человека. По этой причине при работе с кислотами необходимо строго придерживаться рекомендаций изготовителя.

Механический

Как следует из названия метода, для снятия ржавчины необходимо воспользоваться инструментом механической обработки металла. Это может быть шлиф-машинка, болгарка или дрель с соответствующей насадкой и так далее.

Обработка металла таким способом требуется при сильно распространившейся проникающей или структурной ржавчине. Можно также воспользоваться щеткой по металлу, но она эффективна только для удаления больших кусков ржавчины и то если они откалываются.


В идеале оба метода можно использовать вместе. Сначала очистить поверхность от откалывающейся ржавчины, а после этого использовать средства удаления ржавчины для химической обработки.

Средства для удаления ржавчины

Для эффективной борьбы с остатками ржавчины после механической обработки можно воспользоваться преобразователем ржавчины или модификатором. Они отличаются друг от друга консистенцией, принципом работы и составом.

В зависимости от базы такие вещества могут преобразовывать ржавчину так, чтобы ее можно было использовать в качестве грунтовочного слоя. Другие работают на отслаивание поврежденного металла, который потом счищается.

Основой средства для снятия ржавчины может быть:

  • Ортофосфорная кислота от ржавчины (чаще именно это химическое вещество является базой для многих средств);
  • Соляная кислота;
  • Оксикарбоновая кислота. В совокупности с этой кислотой дополнительные компоненты обеспечивают прочное соединение частиц поврежденного металла между собой, благодаря чему образуется прочный корж, надежно фиксирующийся на чистом металле;
  • Ингибитор (замедляет или прекращает химическую реакцию окисления);
  • Цинк. Между ним и металлом образуется химическая реакция, в результате которой на поверхности изделия образуется пленка, препятствующая контакту влаги с металлом.


Кислота для снятия ржавчины работает эффективней после механической обработки участка кузова автомобиля или его детали. Чтобы воспользоваться таким преобразователем, нет необходимости обладать какими-то особыми навыками. Главное – делать все так, как рекомендует производитель.

Гараж - не панацея

Многие автомобилисты думают, что машина, которая хранится в гараже, менее подвержена коррозии. По этой причине при покупке на вторичном рынке предпочтение часто отдается именно таким автомобилям. На самом деле гаражное хранение это не всегда хорошо для автомобиля.


Большинство гаражей – это обычная коробка, быстро выведенная на участке земли. Часто такие постройки страдают от недостаточной гидроизоляции (стены впитывают влагу, которая появляется возле гаража во время дождей и таяния снега). Когда машина стоит в таком гараже, а особенно если его владелец не сделал должную вентиляцию помещения, она еще больше подвержена коррозии, чем если бы она стояла на открытой площадке.

Если у автовладельца нет возможности приобрести или арендовать хороший гараж, то лучше возвести над машиной крытый навес. Благодаря этому даже после езды по мокрой дороге машина быстро проветрится и влага на ней высохнет, не успев повлиять на кузов.

Восстановление кузова

Вот последовательность, в которой выполняется обработка кузова, если на нем появилась коррозия:

  1. Удаляется вздувшаяся краска. Часто ржавчина поражает металл под слоем ЛКП. Участок полностью зачищается от всех слоев, в том числе и от грунтовочного.
  2. Зачищается пораженный ржавчиной участок наждачной бумагой, щеткой по металлу, шлиф машинкой, болгаркой с насадкой для шлифовки и т.д. в зависимости от степени повреждения. Главное – максимально удалить поржавевший слой. Чем сильнее повреждение, тем крупней должен быть абразив.
  3. На обработанный участок наносится преобразователь ржавчины.
  4. Выжидаем время, указанное производителем (рекомендация находится на таре вещества).
  5. Если используется модификатор на основе цинка, то после обработки деталь получает дополнительный защитный слой. В этом случае перед дальнейшими работами необходимо обработанный участок промыть чистой водой и высушить.
  6. Наносится слой грунтовки и выполняется покраска кузова.

Если кузов автомобиля поврежден проникающей ржавчиной, то дополнительно придется заварить образовавшийся свищ, а только потом приступать к малярным работам. При образовании ржавчины из-за деформации детали кузова (например, после небольшого удара) перед покраской необходимо зашпатлевать деформацию или максимально ее выровнять.


Полностью покрасить автомобиль стоит достаточно дорого. Поэтому вместо того, чтобы перекрасить машину, пораженный элемент снимается с авто, а затем перекрашивается в цвет кузова.

Профилактика от образования ржавчины

Особенных действий для защиты кузова авто от коррозии не требуется. Но автовладелец должен проводить периодическое обслуживание автомобиля, чтобы защитить металл от окисления. Для этого нужно:

  1. Содержать автомобиль в чистоте, особенно зимой. Причина в том, что в грязи часто на дороге часто находятся разные вещества, которые могут испортить лакокрасочное покрытие или проникают под него через микроскопические трещины. В зимний период это происходит чаще, так как дороги посыпаются разного рода реагентами, способными ускорять окисление металла. Чтобы кузов автомобиля не повреждался, его необходимо мыть и хорошо просушивать.
  2. Хотя бы пару раз в год проводить полный осмотр кузова авто и его днища, чтобы вовремя выявить очаги незначительной коррозии. Своевременное обнаружение коррозии облегчает процедуру по ее устранению.
  3. Использовать антикоррозийную защиту для днища авто и кузова. Особенно это важно делать перед зимой, чтобы открытые элементы не повреждались из-за постоянного контакта с влагой и грязью. Если используется битумная мастика, то ее срок действия составляет более десяти лет. Существуют масляные антикоррозийные вещества, то их следует обновлять чаще – приблизительно через 5-7 лет. Конечно, если защитный слой не был поврежден из-за того, что машина часто терлась днищем при езде по глубокой колее.
  4. Использовать восковые полироли. Конечно, это не панацея от образования коррозии, но такие вещества заполняют микротрещины в лакокрасочном покрытии, и защищает от попадания в них влаги.

Особенное внимание необходимо уделить автомобилю перед зимой, так как в этот сезон больше всего влаги вперемешку с грязью. Некоторые автомобилисты полностью перекрашивают кузов автомобиля, не снимая старый слой. Но у этого метода есть несколько недостатков.

Во-первых, это дорого стоит. Во-вторых, если скол просто закрашивается, это будет сильно заметно, так как краска не выравнивает дефекты. В-третьих, если старая краска отслоилась, то рано или поздно образуется скол, и это может произойти после недавней покраски кузова.

В завершение предлагаю посмотреть небольшое видео о том, как удалить ржавчину с кузова автомобиля:


Комментарии

Популярные сообщения