Замена стабилизатора поперечной устойчивости ВАЗ 21099

 Рано или поздно, особенно в условиях постсоветских дорог, подвеска любого автомобиля нуждается в ремонте. Вот пришло время для замены стойки стабилизатора на моей ВАЗ 21099. Точнее, из-за простой конструкции подвески эта часть только символически называется стойкой.


Рассмотрим подробней, как меняется эта часть на большинстве моделях семейства ВАЗ (08, 09, 99). Но сначала необходимо разобраться с тем, что такое стабилизатор поперечной устойчивости и какую функцию он выполняет.

Зачем машине нужен стабилизатор поперечной устойчивости

Стабилизатор поперечной устойчивости является неотъемлемым элементом подвески современного автомобиля. Ключевыми элементами всей конструкции являются:

  • Амортизаторы. Это демпферный элемент, который обеспечивает гашение толчков из-за неровной дороги. У каждой модификации амортизаторов своя жесткость за счет конструктивных особенностей, а также за счет вещества, которое заполняет рабочий цилиндр устройства.
  • Пружины. Эти упругие элементы нужны для того, чтобы максимально быстро вернуть шток амортизатора в верхнее положение при снижении нагрузки. Сам амортизатор срабатывает только в одном направлении в зависимости от приложенных усилий на его шток. В исходное положение самостоятельно он не возвращается. Такая связка «амортизатор-пружина» обеспечивает постоянный контакт колес с дорожным покрытием.
  • Рычаги. Эти детали обеспечивают однолинейное перемещение колес, предотвращая их произвольное перемещение. Конструкция рычагов зависит от типа подвески. В бюджетных автомобилях рычагов по два на одном колесе, но в премиальных авто и внедорожниках их может быть по 4.
  • Поворотный кулак. Эту деталь можно отнести не только к подвеске автомобиля, но и к ходовой части, рулевому управлению и тормозной системе одновременно. Причина в том, что на этом элементе крепятся все детали ходовки, тормозной системы, рулевого управления и подвески.


Для многих автолюбителей это все элементы подвески авто и они не обращают внимания на стабилизатор. На самом деле эта деталь играет очень важную функцию. Когда машина едет, даже по ровному автобану, она может незначительно или сильно раскачиваться. Львиную долю работы в демпфировании и устранении таких колебаний выполняют амортизаторы и пружины.

Но если автомобиль на большой скорости входит в поворот, сила тяжести изменяет центр тяжести транспортного средства и авто кренится. Из-за этого эффекта авто может перевернуться или в лучшем случае снизится сцепление разгруженных колес с дорожным покрытием. Как раз этот негативный эффект устраняется именно стабилизатором поперечной устойчивости.

Конструкция и как работает

Данная деталь входит в конструкцию подвески любого современного автомобиля. Исключением является так называемая адаптивная подвеска (ею оснащаются некоторые модели премиального сегмента). Там положение каждого колеса контролируется электроникой. По сути, в такой подвеске электронный стабилизатор как поперечной, так и продольной устойчивости.

В остальных случаях стабилизатор это П-образный эластичный прут или полая труба, способная сохранять свою форму при значительных нагрузках. Располагается стабилизатор, если говорить о типе для поперечной устойчивости, между колесами одной оси. В местах ближе к центру деталь крепится к раме или подрамнику автомобиля, а по краям – к рычагам (в случае моделей семейства ВАЗ) или к стойкам амортизаторов.


Работа стабилизатора следующая. Когда авто входит в поворот, нагруженная часть транспорта сильнее приседает (сильнее сжимаются амортизаторы и пружины), а с противоположной стороны элементы подвески расслабляются. Из-за этого кузов машины наклоняется. В этот момент присевшая часть авто нажимает на край стабилизатора, закручивая его в одну сторону.

На другом конце стабилизатора возникает упругий момент, воздействующий на раму транспорта, прижимая его разгруженную часть к земле. Благодаря этому простому элементу транспортное средство сохраняет максимально параллельное положение относительно земли при входе в поворот.

Чем сильнее крен авто, тем больше увеличивается противодействие с другой стороны оси. Особенно это важно для ведущих колес. Стабилизатор позволяет им сохранять сцепление с дорожным покрытием, что положительно влияет на управляемость авто.

Какие бывают стабилизаторы

Во многих моделях автомобилей поперечный стабилизатор устанавливается на обе оси. Каждый производитель использует свою конструкцию, например, одни закрепляют его непосредственно на рычагах, как в случае «восьмерки», «девятки» и так далее. Но в иномарках чаще встречаются модификации, закрепленные на амортизационной стойке. В таких модификациях используются дополнительные тяги (их называю стойками) и крепления с шарнирами.

В моделях бюджетного сегмента поперечный стабилизатор устанавливается только на переднюю ось. Сзади он не нужен, потому что его функцию выполняет поперечная балка (или торсион), закрепленная на продольных рычагах.


Для каждого типа транспортных средств разрабатываются свои стабилизаторы, которые отличаются не только своей формой, но и жесткостью. Например, для обычного легкового авто жесткость будет одна, а для грузовика или спорткара – другая из-за больших нагрузок на подвеску.

Если есть необходимость установить более жесткий аналог, то необходимо отдавать себе отчет в том, что подвеска авто станет немного жестче, что отрицательно скажется на комфорте во время езды.

На рынке автозапчастей можно также найти стабилизаторы, жесткость которых регулируется. Для изменения этого параметра может использоваться гидравлика или электропривод. Чтобы система была способна самостоятельно подстраиваться к качеству дороги и стилю вождения, она оснащается блоком управления и несколькими датчиками. Конечно, подобные системы стоят дорого.

Алгоритм замены стабилизатора на ВАЗ 21099

С назначением и принципом работы поперечного стабилизатора разобрались. Теперь поговорим о том, как заменить стойку стабилизатора на ВАЗ 21099 (принцип идентичен и в случае родственных моделей).

Как мы уже обращали внимание, как таковой стойки стабилизатора у данной модели нет. По сути, так называется деталь из двух сайлентблоков, отверстия которых расположены перпендикулярно друг другу. Между собой эти элементы жестко соединены коротким металлическим прутком. В народе эта деталь называется «яйца» или косточки стабилизатора.


На необходимость в замене этой детали указывается дробный стук, доносящийся от передней части подвески при езде по неровностям. Если водитель стал слышать такой звук, необходимо заменить стойку, потому что изношенная она отрицательно сказывается на управляемости автомобиля на больших скоростях.

Подготовка

Чтобы грамотно выполнить замену стойку стабилизатора, необходимо подготовить:

  • Ключи на 17 (2 шт, потому что одновременно нужно откручивать и болт, и гайку). Подойдет либо накидной, либо торцевой вариант;
  • Жидкое мыло;
  • Щетку по металлу;
  • Наждачную бумагу;
  • Пробойчик;
  • Молоток;
  • Новые стойки;
  • ВД-40, если резьба сильно заржавела и гайка не откручивается.

В самом начале необходимо поставить машину на ровную поверхность и поддомкратить переднюю сторону авто. Колеса снимаются, а чтобы предотвратить соскальзывание с домкрата, под авто нужно положить неподвижный упор (бревно, колеса или другою подставку). Наждачная бумага и щетка по металлу пригодятся, чтобы очистить стабилизатор от грязи.

Последовательность замены

Стойки стабилизатора ВАЗ 2108, 2109, 21099 рекомендуется заменять комплектом, даже если износилась только одна опора. Последовательность замены следующая:

  1. Откручивается гайка, фиксирующая болт крепления косточек к поперечным рычагам. Для этого используется сразу два ключа на 17. Один придерживает болт, чтобы он не проворачивался, а другой откручивает гайку. На этом этапе может потребоваться воспользоваться проникающей жидкостью, так как резьба в этом узле сильно прикипает.
  2. Из отверстия выбивается болт крепления. Для этого необходимо воспользоваться пробойчиком с соответствующим диаметром.
  3. Теперь можно снять косточки с самого стабилизатора. Чтобы легче было это сделать, край стабилизатора смазывается жидким мылом. В освободившееся отверстие вставляется пробойчик и им можно воспользоваться, как рычагом для прокручивания косточек вокруг стабилизатора.
  4. Очищается край стабилизатора от грязи.
  5. Устанавливается новая стойка, которая фиксируется тем же болтом и гайкой, что и старая деталь. При желании можно использовать новый болт и гайку.


Идентичная процедура проводится с другим краем стабилизатора. Затем колеса устанавливаются на место. Так как после выполнения данной процедуры может сбиться развал-схождение, лучше после ремонта отвезти машину на проверку развала-схождения.

Почему может стучать после замены

Иногда бывает, что замена стойки стабилизатора не помогла, и шум от подвески продолжает идти при езде по неровностям, необходимо обратить внимание на другие части подвески или рулевого управления:

  1. Наконечники рулевых тяг;
  2. Подшипники передних стоек;
  3. Шаровые опоры;
  4. Плохая затяжка на других деталях подвески, рулевого управления или ходовой части;
  5. В некоторых случаях (так было в моей ситуации) стук во время езды доносился от тормозных суппортов из-за сильного износа тормозных колодок.

Если неизвестно, что стучит в подвеске, нужно направиться на диагностику в ближайшее СТО.

Надеюсь, эта информация поможет самостоятельно решить проблему с заменой стойки стабилизатора на вашей ласточке.

До новых встреч, ваша НаСа.


Комментарии

Популярные сообщения